КОНТАКТЫ
НАПИСАТЬ
ПИСЬМО
ФОРУМ
САЙТА

Классификация

Кэндо
Шаолинь
Айкидо
Каратэ
Ушу
Кунгфу
Боевые искусства Востока различаются по национальной принадлежности (китайские у-шу, корейское таэквондо, обширное семейство японских будзюцу). Их можно разграничивать по видам на основе преобладания определенной техники. У-шу, таэквондо, каратэ в этом случае образуют одну группу, поскольку базируются главным образом на ударной технике и органично включают на этой базе использование разных видов оружия. Другую группу образуют китайские, корейские и японские разновидности джиу-джитсу, японские дзюдо, айкидо, где преобладают захваты, броски, удержания, болевые приёмы, удушения т. п. Конечно, между разными видами нет непроходимой стены — обычно используются и те и другие технические элементы, но технико-тактическая специализация присутствует.
Существуют также обособленные виды борьбы с традиционным оружием. Наиболее популярно японское кэндо — фехтование на самурайских мечах. Меч, как известно, был символом бусидо. Сегодня приобретают относительную самостоятельность единоборства с использованием традиционных окинавских видов оружия. Это нунчаку (разновидности цепа), тонфа (костыль), саи (разновидность кинжала). Последние два предмета обычно используются в паре, наследуя широко распространенный на Востоке принцип подготовки «двоеруких» бойцов. Самостоятельность приобретает и фехтование на длинных шестах (бодзюцу). Прототипом этого вида оружия является посох — верный спутник всех странников и, в частности, буддистских монахов и в Японии и в Китае. В Китае, несмотря на известную специализацию видов борьбы с различными предметами, они входят в общий комплекс у-шу. Впрочем, и в Японии, где специализация получила большее распространение, владение традиционными видами оружия входит в общую многоборческую подготовку мастеров боевых искусств. Самостоятельную группу боевых искусств составляют виды, использующие стрелковое или метательное оружие. Среди них вспомогательное значение имеют метательные клинки или диски различной конфигурации (сюрикэны), широко использовавшиеся профессиональными шпионами средневековой Японии — знаменитыми ниндзя. Повсеместно в дальневосточном регионе особого почитания была удостоена стрельба из лука. В Японии кюдо («путь лука и стрелы»), так же, как кэндо («путь меча»), были символами самурайского духа и до сих пор сохраняют свое значение в традиционной культуре.
Другие группы боевых искусств Востока можно связать с особыми условиями подготовки и проведения боевых действий. В Японии, например, для самураев существовали многочисленные школы плавания с различной специализацией. Для преодоления водных препятствий, например, культивировались уникальные стили, позволяющие воинам держать туловище над водой настолько высоко, что при этом можно было стрелять из лука, транспортировать в сухом виде конную сбрую и оружие! В других школах осваивались способы совершения дальних морских заплывов, техника преодоления прибоя, водоворотов, освобождения от вьющихся водяных растений, выполнения прыжков в воду глубиной не более метра с большой высоты и т. д. Существовали также школы борьбы в воде (которые сегодня, кстати, пытаются возродить как спортивные единоборства). Характерная особенность традиционной восточной системы боевой подготовки состояла в том, что, наряду с естественной специализацией видов и разновидностей боевых искусств, она имела многоборческую основу. Независимо от специализации, каждый воин должен был быть знаком со всеми доступными видами борьбы и традиционного оружия. Кроме того, известны универсальные многоборческие системы боевой подготовки, где осваивался (причем на самом высоком уровне) целый комплекс боевых искусств и других необходимых видов профессиональной воинской дятельности. Именно такой была подготовка знаменитых ниндзя — шпионов феодальной Японии. В XX веке, по мере превращения боевых искусств в обособленные виды спортивных единоборств, многоборческая подготовка стала утрачивать значение. В то же время дань традиции до сих пор отдается и в китайских у-шу, и в японском каратэ, и в других национальных видах восточных единоборств. Более того, тенденция к возвращению традиционного статуса искусствам Будо ведет к возрождению всего комплекса боевой подготовки старых мастеров на современной основе. В масштабе международной организации здесь, пожалуй, наиболее ярким примером является уже упоминавшаяся школа Кёкусин Будо каратэ. На высших уровнях мастерства в ней требуется такой универсализм боевой подготовки, который воскрешает некоторые черты уникальной системы ниндзя-до. По мнению Масутацу Оямы, человек, не способный без оружия эффективно противостоять вооруженным противникам, не владеющий традиционными видами холодного (в том числе метательного) оружия, не умеющий любое подручное средство использовать для защиты или атаки, не может считаться мастером высокого класса.
Наряду с национальными и видовыми критериями разграничения дальневосточных боевых искусств достаточно существенны стилевые отличия в рамках отдельных видов. В китайских у-шу различают множество так называемых «звериных стилей, основанных на подражании диким зверям (тигр, обезьяна), мифическим животным (дракон), пресмыкающимся (змея), птицам (аист, ястреб), насекомым (богомол) и др. Заметные стилевые отличия есть и в японском каратэ. Характерные стилевые особенности сегодня диктуются развитием бесконтактных и контактных стилей каратэ и таэквондо. Как правило национальные, видовые и стилевые отличия находят продолжение в методиках обучения, а в совокупности с ними определяют особенности многочисленных школ боевых искусств в пределах конкретного вида. Современная ситуация, связанная с выходом дальневосточных боевых искусств на мировую арену, с их рассекречиванием, изучением, взаимодействием, конкуренцией, порождает реформы по универсализации стилей. Наиболее радикальной из них и получившей мировой резонанс оказалась реформа Оямы. Впервые в истории боевых искусств Востока за короткое время на базе контактного каратэ был осуществлен столь широкий синтез наиболее эффективных приемов, заимствованных из китайских, японских (окинавских), корейских, и иных школ. Такое могло произойти только в XX веке.


Источник: "Диалог о боевых искусствах Востока"
В. Фомин И. Линдер. Москва. "Молодая гвардия". 1990.

© Данилов Н.С. 2009-2017